ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ЦИНИЗМ



ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ЦИНИЗМ

Большой российский энциклопедический словарь так определяет цинизм (от греческого «kynismos» — учение киников) — нигилистическое отношение к человеческой культуре и общепринятым правилам нравственности; см. также Аморализм. Он же (словарь) под аморализмом понимает имморализм, т.е. отрицание моральных устоев и общепринятых норм поведения в обществе, нигилистическое отношение ко всяким нравственным принципам.

Таким образом, цинизм — это пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство. А, по мнению В.А. Бачинина, «цинизм как форма мироотношения имеет сугубо деструктивную направленность. По отношению к религиозным нормам и ценностям он выступает не просто как безверие, но в виде проявлений кощунства и святотатства. В сфере морали он обнаруживает себя как изощренный, издевательский аморализм, откровенно попирающий всеобщие нравственные нормы. Наиболее злокачествен правовой цинизм, выступающий в двух формах — индивидуальной и общественно-государственной.

В первом случае это позиция деструктивно ориентированного сознания с явно выраженными мизантропическими умонастроениями и криминальными наклонностями. Субъекты правового цинизма способны совершать преступления против личности, ее жизни, здоровья и достоинства «с особым цинизмом» (традиционная формулировка уголовных кодексов многих государств). В таких преступлениях присутствует стремление преступника унизить, опозорить жертву, растоптать в прах ее человеческое достоинство. Государственный цинизм является атрибутом неправовых систем легистского характера, где в форме, внешне напоминающей язык обычных юридических предписаний, сосредоточено содержание, попирающее права и свободы граждан, лишающее их возможности защитить себя от не знающего пределов произвола государственной власти».

Нам представляется, что следует сопоставить дефиниции цинизма и нигилизма (в том числе и их правовых направлений), так как они зачастую употребляются вместе и может возникнуть обманчивое мнение, что это одно и то же. Полагаем, что это совсем не так.
Что такое нигилизм? Нигилизм — это полное отрицание всего, полный скептицизм . Заметим, что наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах Ф. Ницше, родоначальника философской теории нигилизма: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность… нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?».

М. Хайдеггер определил нигилизм как «историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. Нигилизм — это не просто историческое явление среди других явлений, не только духовное течение наряду с другими — христианством, гуманизмом и просвещением — в рамках европейской истории. Нигилизм по своей сущности — основное движение в истории Западной Европы. Это движение обнаруживает такую глубину, что его развертывание может иметь следствием только мировую катастрофу. Нигилизм есть всемирно историческое движение народов земли, втянутых в сферу влияния современности». С. Франк также полагал, что нигилизм — это отрицание или непризнание абсолютных (объективных) ценностей .

Ныне сосуществуют различные определения нигилизма. Так, в толковом словаре живого великорусского языка В. Даля нигилизмом является «безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать». В малом энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «нигилизм, во-первых, в Средние века ересь, отрицавшая человеческое естество в Иисусе Христе. Во-вторых, в русской литературе со времени Тургенева обозначение крайнего идейного направления 1860-х гг., отрицавшего главные основы современного политического и социального строя».

Большой энциклопедический словарь трактует нигилизм как «отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития». А современная энциклопедия определяет нигилизм (от латинского «nihil» — ничто) как «отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п.».

М. Хайдеггер отмечал три формы европейского нигилизма: во-первых, это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие иерархии ценностей приводит к равнозначности всех ценностей, к представлению о том, что все они относительны, а, следовательно, в целом общезначимого смысла в них нет; во-вторых, нигилизм обнаруживается в убеждении, что человеческий мир, социум соткан лишь из «психологических потребностей» и представляет собой сеть пересекающихся интересов. Отсюда представление о том, что в мире, в обществе, в человеке отсутствует какая-либо организация, единый порядок и целостность.

Характерным признаком нигилизма как одной из форм мироощущения и социального поведения является не объект отрицания, который может служить критерием для определения его конкретного вида, а интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания (т.е. степень) — с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь проявляется гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных, политических и правовых норм .

Что касается правового нигилизма, то это разновидность нигилизма, объектом отрицания которого является право. В Большой советской энциклопедии правовой нигилизм определяется как «направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений».

В.А. Туманов определяет правовой нигилизм как «скептическое, негативное отношение к праву, вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решить социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость». В.И. Гойман считает, что правовой нигилизм — это «сформировавшееся в общественном или индивидуальном сознании устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, наличие у должностных лиц и граждан установки на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами, или предельно минимальное их использование в практической деятельности и характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями, или исполнение (соблюдение) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений». В свою очередь, Н.И. Матузов определяет сущность правового нигилизма как «в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку». А, по мнению В.А. Бачинина, «нигилизм правовой — превратная форма автономии, самодостаточности индивидуальной и общественной воли, направленная против регулятивного действия норм права».

Особого внимания заслуживает взгляд Н. Варламовой, которая отмечает: «Речь может идти по меньшей мере о трех «нигилизмах«: легистском, когда господствует негативное отношение к действующему законодательству и распространены навыки незаконного (как вне, так и противозаконного) поведения; социологическом, когда люди полагают реально действующий правопорядок (который далеко не всегда совпадает с предписаниями законов) неправильным и несправедливым; и, наконец, собственно правовом нигилизме, когда свобода и формальное равенство участников социального взаимодействия не воспринимаются массовым сознанием как базовые ценности и основополагающие принципы законодательного регулирования, отсутствуют навыки и желание строить отношения на их основе». Таким образом, предлагается разделять нигилизм по отношению к действующему законодательству, так называемый легистский и собственно правовой нигилизм.

Уяснив суть нигилизма и его отличие от цинизма, мы можем выработать синтетическую дефиницию цинизма: цинизм — это деструктивное, дерзкое, беззастенчивое, лишенное чувства стыда с явно выраженной нелюбовью (ненавистью) к людям, отчужденностью от них, полное отрицание всего, откровенное попирание человеческой культуры и общепринятых правил внутренних духовных качеств, которыми руководствуется человек.

А что же такое правовой (юридический) цинизм? Исторически сложилось так, что юридические доктрины в России отражали довольно широкий диапазон взглядов. Идея закона ассоциировалась скорее с главой государства, нежели с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти. На Руси всегда правили люди, а не законы.

Не случайно Герцен писал: «Русский, какого бы звания он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно; совершенно так же поступает и правительство». «Смею утверждать, — отметил известный профессор-хирург В.И. Русаков, — что важнейшей причиной всех бед и ненормальности происходящих преобразований является грубейшее попирание норм нравственности. И прежде всего начальствующими лицами и людьми в высших эшелонах власти».

Право зачастую трактуется в России как внешнее ограничение благородных политических порывов, уловка политического противника или как инструмент поддержки осуществления определенной политической линии или «одни видят в праве только этический минимум, другие считают неотъемлемым элементом его принуждение, т.е. насилие». Сегодня право, в угоду олигархам и высокообеспеченным слоям, не более 10% всего населения, используется российским государством в качестве средства насилия для достижения своих политических целей. Поэтому-то мы и живем в эпоху «правового цинизма»: право воспринимается как орудие достижения чьих-то корыстных интересов.

Таким образом, мы можем определить правовой (юридический) цинизм как деструктивное, дерзко-беззастенчивое, лишенное чувства стыда, с явно выраженной нелюбовью (ненавистью) к людям, полное отрицание права, криминально-откровенное попирание человеческой правовой культуры и общепринятых правил, внутренних духовных качеств, которыми руководствуется человек, попирание прав и свобод граждан.

Автор статьи: А.В. ЛЕВЕНТЮК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Security Code: