ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

Чуйков Д., аспирант Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ).

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретная личность, человек конкретной исторической эпохи с определенным образованием, кругозором и уровнем правовой культуры. Понимание права преломляется через призму личных качеств и взглядов индивида, иными словами, через сознание, проблемы которого уже не одно тысячелетие занимают умы ученых и мыслителей. Сознание является формой психического отражения действительности, в том числе и права.

Высшей ступенью в развитии отражательных способностей материи является социальное отражение, которое присуще обществу на любой стадии его развития .

В.А. Чефранов определяет его как идеальное воспроизведение социальной или природной действительности в процессе воздействия на нее и преобразования ее человеком .

Социальное отражение обладает специфическими чертами, которые качественно отличают его от других видов отражения.

Во-первых, оно осуществляется человеком целенаправленно , так как люди, обладая сознанием, ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению посредством различной деятельности.

Во-вторых, социальному отражению присущ упорядоченно-системный характер . Это обусловлено способностью отражающихся в сознании объектов в виде идеальных образов формироваться в определенном порядке, образуя тем самым системы, с целью решения поставленных перед обществом задач.

Таким образом, основой работы сознания является его уникальная способность отражать те или иные явления действительности. Очевидно, что право, будучи объективно сложившейся в обществе совокупностью принципов, норм и правил поведения, взаимодействует с сознанием индивида посредством его отражения. В результате этого формируется особая форма общественного сознания, именуемая в юридической науке правосознанием. В настоящем исследовании данное положение автор принимает за отправной пункт.

Правовое сознание объективно, поскольку отражает реальный мир, существующий независимо от сознания. Вместе с тем это исключительно субъективное явление, так как отражение — это творческий акт, который так или иначе несет на себе отпечаток индивидуальности и неповторимости носителя правового сознания — уникального и единственного в своем роде индивида.

Наличие объективного и субъективного позволяет нам утверждать, что между миром и его отражением не существует отношения тождества, но существует диалектическая связь, на основе которой происходит их развитие.

Ввиду того, что не представляется возможным точно указать предмет правосознания, в качестве критерия одного его недостаточно для выделения правосознания как особой формы общественного сознания. Поэтому следующим таким критерием служит форма закрепления правосознанием полученных знаний. Они находят свое выражение в свойственных только правосознанию понятиях и категориях .

Трудно не согласиться с Н.Я. Соколовым, утверждающим, что «преломление потребностей общественного развития в категориях прав и обязанностей, соотнесенных с действующей системой права, и является способом отражения профессионально-юридического сознания, качественно отличным от способов отражения других форм общественного сознания» .

Основными среди них можно назвать следующие категории: право и обязанность, юридическая ответственность, правоотношение, законность и т.д. Только посредством юридических категорий правосознание может выразить отношение к какому-либо правовому явлению, будь то норма права или юридически значимое действие. На основе этих категорий правосознание оценивает поведение субъектов права как правомерное и неправомерное, осознает интересы и цели индивидов. Важно иметь в виду, что в зависимости от содержания категорий, которое постоянно изменяется в связи с развитием общества, меняется и оценка, которая в них выражается.

Цель правосознания «состоит в том, чтобы определенной системе политической организации общества соответствовал определенный порядок общественных отношений». Конкретизируя данное положение,

Н.Я. Соколов считает, что основной целью правосознания является обеспечение правопорядка и законности.

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что цель правосознания заключается в конечном счете в достижении определенного идеала в регулировании отношений между субъектами права, путем систематизации имеющихся и выработке новых правовых знаний и оценок.

В юридической науке нет единого определения правосознания.

И.Е. Фарбер определил правосознание как «совокупность правовых взглядов и чувств, обладающих нормативным характером и включающих в себя как знания правовых явлений, так и оценку с точки зрения классовой (или общенародной) справедливости, а также новые правовые требования, отражающие экономические и политические потребности и интересы общественного развития» .

По мнению Е.А. Лукашевой, «правосознание — это взгляды, представления, мысли, чувства, настроения, выражающие понимание необходимости установления и функционирования определенного правового порядка в обществе».

К.Т. Бельский пишет, что «это категория исторического материализма для обозначения той формы общественного сознания, которая отражает через призму классовых интересов противоречия общественного бытия, связанные с неравенством, и выражающаяся в системе правовых идей, теорий, взглядов и психологических форм, проявляющихся в общеобязательных правовых нормах, в групповом, индивидуальном и общественном правосознании».

В.А. Щегорцов указывает, что «правосознание — это взгляды, идеи, мысли, представления, убеждения, ценностные ориентации людей, которые выражают знание, понимание и классовое осознание необходимости установления и функционирования определенного правопорядка в обществе, действующего права, отношение к его требованиям, проявляющееся в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования».

Для Г.С. Остроумова правосознание — это «представления, понятия, идеи, выражающие потребности в опосредовании поведения людей государственно-правовой волей».

А.К. Уледов под правосознанием понимает «совокупность взглядов, в которых выражается отношение людей о своих правах и обязанностях, о правомерности или неправомерности того или иного поведения».

В.А. Чефранов пишет, что правосознание представляет собой «совокупность правовых идей и соответствующих им психологических форм, отражающих общественное бытие сквозь призму классовых отношений и воплощающихся в нормах права, выступающих как практическая сторона правового сознания, правовых теориях, правовых представлениях обыденного порядка, а также в групповых и индивидуальных правовых взглядах» .

Это далеко еще не полный перечень определений, однако этого достаточно, чтобы можно было выделить несколько основных характеристик правосознания.

  • Во-первых, правосознание — это форма общественного сознания, а значит, продукт сознательной и целенаправленной деятельности человека.
  • Во-вторых, это совокупность взглядов, представлений, понятий, идей, оценок, чувств и т.д., то есть всего того, что содержит субъективное отношение человека.
  • В-третьих, предметом правосознания являются право и правовые явления, то есть правовая реальность в ее целостности и противоречивости.
  • В-четвертых, правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.

Таким образом, можно заключить, что правосознание — это форма общественного сознания, содержащая субъективное отношение индивида к правовой реальности и проявляющая себя в форме социально значимых действий и поступков человека.

Автор: Д. ЧУЙКОВ

One Response to ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ

  1. Pingback: Сергей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Security Code: